30 января для предотвращения нарушения антимонопольного законодательства ФАС России направила в свои территориальные органы письмо, предусматривающее усиление контроля над текущей ситуацией на рынках нефтепродуктов.
Одновременно в адрес крупных нефтяных компаний был направлен запрос о предоставлении в ФАС России плановых объемов реализации моторного топлива на экспорт. Компании должны представить информацию до 9 февраля нынешнего года.
5 февраля в целях обсуждения текущей ситуации на рынке в ФАС России прошло совещание с крупными производителями топлива.
Как подчеркнул заместитель руководителя службы Анатолий Голомолзин, ФАС России предпринимает все необходимые меры по недопущению негативного развития ситуации на рынке нефтепродуктов. «Какие-либо предпосылки для роста цен на моторные топлива отсутствуют», – цитирует Голомолзина пресс-служба ФАС России.
Тема временем, «Российская газета» выяснила, что большое влияние на рост стоимости автобензина в рознице оказывают налоги, которые в структуре цены литра на АЗС занимают 65 процентов. Кроме того, влияние оказывают динамика мировых цен, отраслевые издержки и инфляция. Чтобы не допустить необоснованного роста цен на бензин, Федеральная антимонопольная служба (ФАС) постоянно мониторит рынок.
Большое влияние на рост стоимости автобензина в рознице оказывают налоги, которые в структуре цены литра на АЗС занимают 65 процентов.
Такое разъяснение служба выпустила накануне. В список факторов, значимых для динамики цен на топливо, ФАС также включила сезонность спроса, ремонт на нефтеперерабатывающих заводах (НПЗ), объемы выпуска топлива и условия мелкооптовой торговли.
Госрегулирования цен на моторное топливо в России нет, но регулятор следит за ценообразованием и в случае завышения стоимости выносит предупреждения производителям. Иногда дело доходит до штрафов. С 2008 по 2016 год ФАС рассмотрела 460 дел на региональных рынках нефтепродуктов, а также три «волны» по факту нарушений на оптовом рынке, разбирательства по которым доходили до Высшего арбитражного суда РФ, сообщает издание. Они касались пяти вертикально интегрированных компаний (ВИНК), которым в итоге пришлось заплатить штрафы. Всего в федеральный бюджет таким образом перечислено за восемь лет 20,7 миллиарда рублей.
Госрегулирования цен на моторное топливо в России нет, но регулятор следит за ценообразованием и в случае завышения стоимости выносит предупреждения производителям.
Несмотря на отдельные нарушения, выявленные службой, в целом по стране в последние три года средневзвешенные цены на бензин росли темпами ниже уровня инфляции. «Эта тенденция складывается уже на протяжении десяти лет», – утверждает ФАС. На основе данных Росстата и биржи (СПбМТСБ) служба подсчитала, что в среднем за три года цена на Аи-92 выросла на 5,53 процента, на Аи-95 – на 4,69 процента, на зимний дизель – на 6,63 процента. Правда, если взять изменение средневзвешенной цены в крупном опте в 2017 году к 2016-му, то цифры будут больше: 9,53, 7,2 и 18,62 процента соответственно. По данным Росстата, в рознице цены на бензин по итогам года выросли на 7,3 процента (почти в три раза больше инфляции).
Разъяснения ФАС вышли на фоне повышения акцизов, налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ), относительной стабилизации цен в рознице и не характерном для января падении индексов на бирже. За первые три недели нынешнего года бензин подешевел на четыре процента, а если считать от пика декабря, то более чем на десять процентов.
«Нарушена обычная для начала года картина поведения оптовых цен, когда производители топлива на повышенном спросе перед длинными новогодними каникулами приподнимают цены, закладывая частично в них повышенные с нового года налоги и акцизы, зная наперед, что спрос в январе традиционно засыпает до первых весенних дней. Нынешний сезон выпадает из традиций: биржевые цены против обыкновения рушатся», – цитирует ведущего аналитика компании «Алгоритм Топливный Интегратор» Виктора Костюкова «РГ». Похожая картина складывалась в начале 2012 года.
«Падению стоимости бензина на бирже также способствовал предшествовавший резкий рост цен на товар, который привел к ухудшению экономики независимых сетей АЗС в ноябре и первой половине декабря прошлого года, – считают в агентстве «Аналитика товарных рынков». – Когда оптовая цена слишком высока и генерирует убытки независимым операторам рынка, их тактика закупок меняется, и это ускоряет последующее снижение биржевых цен, как только на рынке появляются поводы к удешевлению товара».
А вот в Тюмени будут производить свой бензин. На Антипинском НПЗ смонтирован компрессорный комплекс установки по производству автомобильных бензинов.
Антипинский НПЗ, основное производственное предприятие Группы компаний «Новый Поток» (New Stream Group), успешно завершил монтаж компрессорного оборудования, которое будет осуществлять подачу продуктов на технологические блоки установки по производству высокооктановых бензинов, сообщает пресс-служба предприятия.

Комплекс оборудования состоит из пяти компрессоров, два из которых отвечают за перекачку продукта в секцию гидроочистки, еще одна пара – за перекачку в секцию изомеризации, и один за подачу сырья в секцию платформинга. Задача компрессоров – сжимать водородосодержащие газы и смешивать их с исходным сырьем для дальнейшей переработки продуктов и получения бензинов марок АИ-92 и АИ-95.
В настоящее время завершается подключение компрессорного оборудования к общей системе трубопроводов, после чего специалисты приступят к испытаниям технологического комплекса. Эксплуатация агрегатов будет проходить под контролем двух машинистов по средствам автоматизированных приборов и датчиков.
Монтаж компрессорного комплекса был осуществлен в рамках заключительного этапа строительства установки по производству высокооктановых бензинов, пуск которой запланирован со II квартала 2018 года.