Телематика в нефтегазе

Если говорить о полном контроле автопарков, в том числе в условиях отсутствия GSM-связи, нельзя не вспомнить широкое поле деятельности отечественного нефтегазового сектора. О грамотной телематике в этой сфере экономики мы поговорили с Андреем Дергоусовым, директором компании «76 Ойл Тюмень».

Андрей Борисович, пользуясь случаем поздравляем вас с победой в премии Galileosky Contest 2021.

— Спасибо, премия Galileosky Contest 2021 года в области цифровизации транспорта и производственных процессов присуждалась компаниям, которые внесли существенный вклад в развитие рынка телематики. И мы, как компания-интегратор прорывных решений в области цифровизации и оптимизации бизнес-процессов с помощью телематики, принимали участие в номинации «Самая большая экономия» с кейсом «контроль расхода топлива на дорожных катках» и стали победителем. Приятно, что наши заслуги были отмечены таким серьезным российским вендором как Galileosky.

Добыча ископаемых часто идет там, где нет GSM-связи. При этом в этих работах задействованы большие парки техники, за которой нужен мониторинг. Расскажите о кейсах, работающих в таких условиях.

— Изначально мониторинг техники без сотовой связи осуществлялся оборудованием похожим на тахограф, мы называли их черные ящики. Компания «Микон» в свое время была одним из крупных интеграторов таких решений, при которых данные с машин снимались вручную офлайн.

Развитие GSM-связи оставило такой способ мониторинга далеко позади, но вот там, где сотовой связи до сих пор нет, а наш север как раз в большинстве случаев именно такая территория, такая услуга продолжает оставаться популярной и интегрирована в бизнес-процессы предприятий, которые был нужен контроль за машинами. Они были согласны устанавливать оборудование, которое считывало данные, пусть и не в режиме реального времени. Но нужно помнить, что такой контроль чреват большими затратами как со стороны клиента, так и интегратора.

Сегодня компания Galileosky предлагает гибкие сценарии работы систем контроля водителей и транспорта в зависимости от задач, отрасли и других особенностей вашего проекта. Вы можете передавать данные на сервер в режиме онлайн, и параллельно, хранить свои данные на промышленных картах памяти, которые как раз и предназначены для работы в суровых условиях.

Первый вариант с самой низкой эффективностью — это использование USB накопителя

Этот кейс мы реализовывали для Обь-Иртышского речного пароходства, когда организовывали контроль топлива на кораблях типа РТ (речной толкатель), которые обслуживали в том числе наш нефтегазовый комплекс. Специфика кейса в том, что сотовая связь для передачи данных во время навигации доступна только в портах. Корабли работают в местах, где нет устойчивой GSM-связи.

В нашем случае мы установили оборудование Galileosky, которому не страшны перепады температур и вибрация, на два основных двигателя, два дизель-генератора и котел в каждом из подконтрольных судов, и все данные записывались на флеш накопители где четко фиксировалась зависимость прихода/расхода топлива от местоположения судна и условий перевозки им грузов. В течение одной навигации с апреля по ноябрь информация фиксировалась на картах памяти, и это помогало выявлять достоверные факты расхода топлива и решить проблемы в том числе с хищением последнего.

В данном решении определяющее значение для руководства компании имеет возможность оперативного съема получаемых данных. Поэтому флешки нужно менять как можно чаще, желательно при каждом заходе корабля в порт. При этом менять их можно «на горячую» без полного выключения оборудования. Это хорошее решение от компании Galileosky.

Второй вариант с использованием сети Wi-fi

— Для тюменской геодезической компании, у которой была база тягачей МЛТБ порядка 300 машин мы предложили решение с использованием терминала от Galileosky с поддержкой передачи данных по Wi-Fi и функцией точки доступа для сбора данных с других устройств по Wi-Fi и отправки на сервер.

На базе геологов была настроена спутниковая интернет связь, и каждый вечер, когда машины приезжали на базу, происходил обмен информацией с хабом в режиме онлайн. Собирались и анализировались данные по учету топлива, выявлялось соответствие данных нормативного и фактического потребления.

Специфика этого кейса была в том, что у МЛТБ расход топлива сильно зависит от скорости и местности передвижения. Поэтому контролировать его нужно хотя бы раз в смену, чтобы на участке передвижения от места работы до точки базирования соблюдался скоростной режим, который экономит топливо. При затратах компании на проект в 4,5 млн рублей, он окупился уже в первый сезон; экономия на топливе составила порядка семи миллионов рублей.

Третий вариант с использованием промежуточного программного обеспечения в местах отсутствия GSM-связи

Бывает, техника, за которой надо осуществлять контроль длительное время находится в местах, где нет покрытия GSM-связью. Мостостроительная компания, которая для компаний нефтегазового секстора строит дороги обратилась с просьбой помочь в соблюдении устанавливаемых заказчиком нормативов по расходу топлива и дополнительно исключить нецелевое использование транспорта компании.

Здесь мы также использовали аппаратуру, которая передает данные посредством сети Wi-fi, но промежуточный сбор ее осуществляется при помощи стороннего приложения EasyKeeper. Это самостоятельная разработка компании «76 ойл Тюмень», но на сегодняшний день она уже морально устаревшая и поддерживается лишь телефонами на базе Android 7.0. Тем не менее, этот кейс все еще востребован компаниями.

В данном случае промежуточный хаб устанавливается, например, на топливозаправщик, который приезжает снабжает горючим технику и электростанцию. Он собирает всю информацию с территории на которой стоит подконтрольна техника, а затем механик, с помощью телефона и установленного на нем приложения EasyKeeper, отправляет все собранные данные в головной центр в моменте, когда, выезжая на трассу появляется покрытие сети GSM. Сегодня это устаревшее приложение планируется усовершенствовать, и в обозримом будущем оно появится в составе ПО Exigner 2.0 от Galileosky.

Четвертый вариант с использованием спутниковой связью и GSM

На сегодняшний день это самый эффективный контроль пробега транспорта и аудита норм расхода топлива. Оборудование Galileosky устанавливаемое на транспорт с помощью GPS/ГЛОНАСС терминала помогает решать основные задачи мониторинга в режиме онлайн. С помощью мульти сим карты или двух обычных сим карт решается вопрос стабильной выгрузки данных о расположении техники в условиях плохого покрытия сети одним из операторов связи.

Отдельно хочется сказать о Base Block Iridium от Galileosky. Это терминал с возможностью передачи координат через спутниковый канал связи Iridium. Решение особенно актуально для грузоперевозок на дальние расстояния, а также для мониторинга транспортных средств, техники и стационарных объектов в удаленных районах без покрытия сотовой связи.

Часто клиенты говорят, что $20 абонентской платы (только за связь) это дорого. Но помимо того, что эту сумму можно оптимизировать, на повестке дня у заказчиков таких блоков встает куда более важный вопрос — безопасность транспорта. Техника эксплуатируется на месторождениях в условиях плохих дорог, и чтобы не водителю не сбиться с дороги и не погибнуть, компании оборудуют автомашины спутниковой связью, которая параллельно помогает оптимизировать бизнес-процессы.

Компания Galileosky в скором времени заканчивает работу над двухсторонней Iridium-связью, и у оператора, который ведет колонну техники оборудованной Base Block Iridium, появится возможность видеть отклонения транспортных средств от маршрута, и отправлять на терминал водителю сбившейся машины сообщение об уходе с заданного пути.

В заключении хочется отметить, что основная задача телематики не ловить за руку и штрафовать за слив топлива, к примеру, а наоборот стимулировать тех водителей, кто соблюдает условия ЭКО-драйвинга, кто заинтересован в том, чтобы система мониторинга на всем протяжении пути работала исправно и передавала корректные данные. Мы стараемся чтобы наши решения повышали трудовую культуру наших заказчиков, побуждало сотрудников добросовестно относиться к своим обязанностям. Это необходимая часть всей общечеловеческой культуры.

ПОДЕЛИТЬСЯ