При владении автопарком большая часть затрат приходится на топливо. Многие предприятия составляют отчеты на основе чеков и данных с топливных карт, предоставленных водителями. Но существует вероятность столкнуться с недобросовестным отношением и различными махинациями сливов. Пока не будет точного измерения и фиксации затрат на топливо с независимой стороны, то не появится полное понимание расходов. Как же верно контролировать топливо? О существующих способах нам рассказал Андрей Дергоусов, директор компании «76 Ойл Тюмень».
Со штатным датчиком
Назначение штатного датчика — показывать на приборной панели примерный уровень топлива в баке водителю. Этот способ контроля достаточно экономичен, так как не требует установки дополнительного оборудования. Но при этом является и недостаточно точным. Как правило, на практике проявляется погрешность, которая при измерении составляет от 10 до 30%. Штатный датчик уровня топлива хорош тем, что он есть практически в каждом современном автомобиле и может быть подключен к GPS-терминалу. С его помощью считываются данные, а затем они интегрируются в служебную систему для клиента.
Через CAN-шину
Это встроенное устройство в автоматике машине, которое объединяет различные датчики в единую систему. С его помощью можно отследить не только расходы топлива, но и информацию об оборотах двигателя, температуре охлаждающей жидкости, о давлении масла и о многих других параметрах. Все полученные данные передаются в бортовой компьютер. Главное преимущество этого способа — наименьшее количество затрат на установку по сравнению с ДУТ и ДРТ. Погрешность измерения — от 5 до 19%. И чем старше машина, тем больше изнашиваются датчики, что влияет на достоверность полученных данных.
Установка ДУТ и ДРТ
Датчик уровня топлива
Устанавливают этот прибор через штатное отверстие в баке или специально готовят подходящее по диаметру отверстие для монтажа. Датчик может соединяться с индикатором уровня топлива на приборной панели. Благодаря этому водитель может отслеживать расход во время движения и вовремя делать остановки для заправки. Диспетчерам поступает вся информация об объеме залитого топлива, времени начала и окончания заправки. Погрешность работы ДУТ возможна до 5%.
Датчик расхода топлива
Использование такого датчика — это один из самых достоверных способов узнать расход топлива. Однако его установка имеет довольно сложный процесс, так как требуется вмешательство в топливную магистраль. В основном этот прибор функционирует со спецтехникой, он отлично рассчитывает количество мото-часов. Основная проблема внедрения состоит в том, что датчик рассчитан примерно на точное измерение 300 тонн топлива, то есть действия хватает примерно на год. В этот период погрешность составляет всего лишь 1%.
Установка датчиков на форсунки
Такой способ рассчитан больше на автомобили, которые ездят на бензине. Датчики считывают время открытия форсунки, впрыск топлива и его затраченный объем. Таким образом, возможно узнать потребление топлива на единицу времени. Основа такого способа контроля расхода топлива заключается в том, что время открытия у всех форсунок будет одинаковым. Погрешность измерения составляет от 5 до 10%.
Отслеживание стиля вождения водителя
При установке системы навигации дополнительно можно внедрить решение для контроля стиля вождения. В программу поступает отчет о превышении скоростного режима, резкого торможения и ускорения, об опасных маневрах при прохождении поворотов. Все эти действия влияют на расход топлива. Но такой способ покажет высокую эффективность только в том случае, если будет налажена обратная связь с водителями.
Математический способ
Самый простой способ контроля основан на расчете расхода топлива исходя из пробега автомобиля, времени работы двигателя на холостом ходу и времени года, при котором эксплуатируется автомобиль. Сначала берут нормы топлива в городском и загородном циклах. Программа тем временем автоматически считывает цикл движения. Затем в нее добавляют нормы, и уже на их основе списывается топливо. Погрешность такого подсчета может достигать до 10%.
Как правило, дорогостоящие методы контроля самые эффективные. При внедрении систем появляется значительная экономия расходов, а потребление топлива снижается на 20–30%. Если ваш автопарк потребляет большое количество топлива, то необходимо обеспечить его качественным контролем. Но мы можем контролировать только то, что можем правильно измерить.