В прошлой статье мы обсудили, какие камеры используются для автоматической фиксации нарушений ПДД, где и как они должны быть установлены, какие нарушения они фиксируют и почему «ошибаются». Теперь выясним, как вольные или невольные ошибки камер попадают в «письма счастья».
Чтобы понять, как ошибки камер, иногда достаточно анекдотические, перекочевывают в постановления по делам об административных правонарушениях, необходимо разобраться, как работает вся система.
Информация о нарушении ПДД движется по следующей цепочке: камера – оператор ЦАФАП (Центра автоматической фиксации административных правонарушений) – инспектор ГИБДД – автомобилист.
Камера автоматически фиксирует нарушение Правил и направляет информацию о нем в Центр автоматической фиксации административных правонарушений (ЦАФАП), который является ответственным за работу автоматики. Здесь происходит автоматическое считывание номера авто с фото, определение владельца машины по базе данных и формирование постановления по делу об административном правонарушении.
Результаты работы машины проверяет оператор, обязанный выяснить, правильно ли произошло считывание номера автомобиля-нарушителя, соответствует ли его изображение той информации, которая содержится в постановлении – марка, модель машины, место нарушения ПДД, нет ли каких-то ошибок из числа тех, о которых шла речь в предыдущей статье. Если оператор считает, что автоматика сработала без погрешностей, то перенаправляет постановление, сформированное компьютером, инспектору ГИБДД.
В свою очередь, инспектор также должен проверить, все ли в постановлении правильно. И, если все верно, он подписывает постановление и пересылает его нарушителю заказным письмом.
Наконец, автомобилист получает «письмо счастья» и оказывается перед выбором – заплатить или отстаивать справедливость.
Ошибка способна закрасться на любом из этапов этого пути. Об ошибках камер мы уже говорили, но основная причина их попадания в «письмо счастья» – человеческий фактор. Оператор не отследил техническую ошибку камеры, а инспектор не проверил направленное ему постановление.
Если вы не уверены в том, что действовали в четком соответствии с ПДД либо понимаете, что не способны подтвердить собственную правоту, затевать спор с ГИБДД не стоит – с большой долей вероятности он окажется проигранным.
Также не стоит протестовать против штрафа по той причине, что дорожного знака, предупреждающего о видеофиксации, не было, ведь никто не обязан предупреждать водителя об «опасном» участке дороги – правила должны неукоснительно соблюдаться на протяжении всего пути.
А вот если имела место ошибка автоматики или были нарушены правила установки или эксплуатации камеры, либо в момент нарушения автомобилем управляли не вы, можно и задуматься, как опротестовать постановление.
Если имела место ошибка техники или автоматика неправильно оценила дорожную ситуацию, можно просто обратиться в Центр автоматической фиксации административных правонарушений, просмотреть вместе с инспектором видеозапись, предоставить документы, подтверждающие ошибку, и инспектор сам аннулирует ошибочное постановление. Но эти действия занимают достаточно много времени, по информации с некоторых форумов автомобилистов только ожидание в очереди занимает в среднем до двух часов. Кстати, на этих же форумах предлагают обязать ГИБДД компенсировать автомобилистам убытки, понесенные в связи с явно ошибочными постановлениями по делам об административных правонарушениях, зафиксированных автоматическими средствами, и время, потраченное на восстановление справедливости.
Если же были нарушены правила установки или эксплуатации камеры либо в момент нарушения автомобилем управлял кто-то другой, либо вам не удалось доказать свою правоту инспектору ЦАФАП, необходимо подавать письменную жалобу. Статья 30 КоАП РФ перечисляет несколько инстанций, в которых можно оспорить штраф ГИБДД с камеры. Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное инспектором ЦАФАП, подается вышестоящему должностному лицу, в полномочиях которого рассматривать претензии такого рода, либо в районный суд.
Сразу следует отметить, что установленной формы жалобы на постановление по делу об административном правонарушении нет, однако от того, насколько четко описана в жалобе ситуация, которая привела к ошибке, а также от несомненности предъявленных доказательств будет зависеть решение по жалобе.
Если вы решили обжаловать постановление сперва вышестоящему должностному лицу ГИБДД, то сделать это можно несколькими способами:
- Лично явиться в соответствующее подразделение и сдать жалобу в канцелярию, при этом приходить нужно с двумя экземплярами жалобы – один отправляется на рассмотрение, на втором сотрудник канцелярии поставит отметку о дате принятия. Этот способ, без сомнения, самый надежный, однако малоприятный для автолюбителя – в ГИБДД людей, приходящих жаловаться, встречают отнюдь не с распростертыми объятиями.
- Направить жалобу по почте заказным письмом с уведомлением. Чек почты будет являться подтверждением того, что вы отправляли документ, а вернувшееся вам уведомление – что ГИБДД вашу жалобу получила.
- Заполнить форму жалобы через интернет. Удобнее всего воспользоваться специальным сервисом, размещенным на официальном сайте ГИБДД.
Кстати, отказ в удовлетворении жалобы должностными лицами ГИБДД – практика достаточно распространенная. Идите в суд, но предварительно обратите внимание на следующее. Если вы изначально избрали судебный способ защиты своих прав, то вы подаете в суд жалобу на постановление по делу об административном правонарушении. А в случае, если вы предварительно обращались с жалобой к руководству ГИБДД, то в суд вы идете с жалобой и на само постановление, и на решение должностного лица по вашей жалобе.
Найти подходящий районный суд можно при помощи сервиса Sudrf.ru, достаточно «вбить» в поля сервиса названия города и улицы и нажать «Найти» — после этого на экране компьютера появится информация, в какой именно суд следует отправляться.
Платить госпошлину при таком обращении в суд не нужно. Автолюбитель «попадет» на деньги, только если проиграет, да и то в случае, если он обращался за помощью к юристам – в этом случае на его плечи лягут все судебные издержки (КоАП РФ не предусматривает взыскания судебных расходов с проигравшей стороны).
Отказ в удовлетворении жалобы – не редкость и в судебной практике. В этом случае судебное решение может быть обжаловано в вышестоящую судебную инстанцию, однако предварительно стоит все тщательно обдумать и взвесить, ведь суд, отказывая в удовлетворении жалобы, изучил и оценил все обстоятельства и документы. а значит, шансы на успех минимальны. Если же вы уверены в своей правоте – смело идите до конца!

За помощь в подготовке материала благодарим Романа Дягилева, тюменского юриста, арбитра Хельсинского международного коммерческого арбитража.
Телефон: 8-922-003-55-00
E-mail: 72advokat@gmail.com