ПДД для велосипедистов

Велосипед становится все более популярным транспортом не только для поддержания здоровой формы, но и для передвижения. Соответственно, увеличивается частота взаимодействия велосипедистов с другими участниками дорожного движения. Какие правила необходимо соблюдать, чтобы эти взаимодействия были безопасны?

Для начала давайте для начала разберемся с тем, как Правила дорожного движения определяют основные понятия, связанные с использованием велосипеда. Напомню, что основные термины и понятия содержатся в п. 1.2 Правил.

Итак, «велосипед» – транспортное средство (кроме инвалидных колясок), которое имеет по крайней мере два колеса и приводится в движение как правило мускульной энергией лиц, находящихся на этом транспортном средстве, в частности при помощи педалей или рукояток, и может также иметь электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки, не превышающей 0,25 кВт, автоматически отключающийся на скорости более 25 км/ч.

Необходимо отметить, что ПДД относят велосипед к транспортным средствам, однако это не говорит о том, что на велосипедиста автоматически распространяются все требования Правил. Позднее мы поговорим о том, какие именно требования ПДД необходимо знать и выполнять тем, кто решил оседлать велосипед.

«Велосипедист» – лицо, управляющее велосипедом

Велосипедист является таковым только тогда, когда управляет велосипедом. Если Вы идете и ведете велосипед рядом, то Вы – пешеход.

«Велосипедная дорожка» – конструктивно отделенный от проезжей части и тротуара элемент дороги (либо отдельная дорога), предназначенный для движения велосипедистов и обозначенный знаком 4.4.1.

Конец велосипедной дорожки обозначается знаком 4.4.2

Велосипедная дорожка конструктивно отделена от проезжей части или тротуара, а также может быть выполнена в виде отдельной дороги, то есть образовывать полноценные перекрестки с автомобильными дорогами.

Место пересечения велосипедной дорожки с проезжей частью обозначается дорожной разметкой 1.15 .

«Пешеходная и велосипедная дорожка (велопешеходная дорожка)» – конструктивно отделенный от проезжей части элемент дороги (либо отдельная дорога), предназначенный для раздельного или совместного с пешеходами движения велосипедистов и обозначенный знаками 4.5.2  4.5.4  или 4.5.5

Конец велопешеходной дорожки обозначается знаками 4.5.3  4.5.6 или 4.5.7.

Помимо конструктивного отделения от проезжей части велопешеходная дорожка также может выделяется дорожной разметкой 1.2 , 1.23.2  и 1.23.3  или иным способом

«Полоса для велосипедистов» – полоса проезжей части, предназначенная для движения на велосипедах и мопедах, отделенная от остальной проезжей части горизонтальной разметкой и обозначенная знаком 5.14.2 , а конец такой полосы – дорожным знаком 5.14.3 .

Теперь давайте разберемся, кому, по каким частям дороги и в каких случаях надлежит передвигаться на велосипедах.

Согласно п. 24.1 Правил движение велосипедистов в возрасте старше 14 лет должно осуществляться по велосипедной, велопешеходной дорожкам или полосе для велосипедистов.

Однако п. 24.2 ПДД предусматривает ряж исключений из этого правила.

Так, допускается движение велосипедистов по правому краю проезжей части в случаях, когда:

  • отсутствуют велосипедная и велопешеходная дорожки, полоса для велосипедистов либо отсутствует возможность двигаться по ним;
  • габаритная ширина велосипеда, прицепа к нему либо перевозимого груза превышает 1 м;
  • движение велосипедистов осуществляется в колоннах.

Второе исключение допускает движение по обочине тогда, когда отсутствуют велосипедная и велопешеходная дорожки, полоса для велосипедистов либо отсутствует возможность двигаться по ним или по правому краю проезжей части;

Третье исключение – это движение по тротуару или пешеходной дорожке в случае, если:

  • отсутствуют велосипедная и велопешеходная дорожки, полоса для велосипедистов либо отсутствует возможность двигаться по ним, а также по правому краю проезжей части или обочине;
  • велосипедист сопровождает велосипедиста в возрасте до 7 лет либо перевозит ребенка в возрасте до 7 лет на дополнительном сиденье, в велоколяске или в прицепе, предназначенном для эксплуатации с велосипедом.

В соответствии с п. 24.3 Правил движение велосипедистов в возрасте от 7 до 14 лет должно осуществляться только по тротуарам, пешеходным, велосипедным и велопешеходным дорожкам, а также в пределах пешеходных зон.

В силу п. 24.4 ПДД движение велосипедистов в возрасте младше 7 лет должно осуществляться только по тротуарам, пешеходным и велопешеходным дорожкам (на стороне для движения пешеходов), а также в пределах пешеходных зон.

При движении велосипедистов по правому краю проезжей части в случаях, предусмотренных настоящими Правилами, велосипедисты, согласно требованиям п. 24.5 ПДД должны двигаться только в один ряд.

Допускается движение колонны велосипедистов в два ряда в случае, если габаритная ширина велосипедов не превышает 0,75 м.

Колонна велосипедистов должна быть разделена на группы по 10 велосипедистов в случае однорядного движения либо на группы по 10 пар в случае двухрядного движения. Для облегчения обгона расстояние между группами должно составлять 80 – 100 м.

Еще одно важное правило закреплено в п. 24.6 правил, согласно которому если движение велосипедиста по тротуару, пешеходной дорожке, обочине или в пределах пешеходных зон подвергает опасности или создает помехи для движения иных лиц, велосипедист должен спешиться и руководствоваться требованиями, предусмотренными настоящими Правилами для движения пешеходов.

На тротуаре пешеходы и другие лица имеют полное преимущество перед велосипедистами. Это также относится и к пересечению дорог и пересечению выездов с прилегающих территорий при движении велосипедиста по тротуару.

Выше мы подробно разобрали то, какие специально отведенные участки дороги существуют для велосипедистов, и как по ним следует двигаться. Теперь поговорим о других особенностях езды на велосипеде.

Начнем со светофоров

Так, если велосипедист двигается по правому краю проезжей части, то вопрос, каким сигналам светофора ему надлежит подчиняться, особых вопросов не вызывает. А как быть при движении по велодорожкам и специальным полосам для велосипедистов?

Этот вопрос урегулирован п. 6.5 Правил, согласно которому если сигнал светофора выполнен в виде силуэта пешехода (велосипеда), то его действие распространяется только на пешеходов (велосипедистов). При этом зеленый сигнал разрешает, а красный запрещает движение пешеходов (велосипедистов).

Для регулирования движения велосипедистов может использоваться также светофор с круглыми сигналами уменьшенного размера, дополненный прямоугольной табличкой белого цвета размером 200 х 200 мм с изображением велосипеда черного цвета.

В силу того, что велосипедист, двигающийся по правой стороне проезжей части, взаимодействует с другими участниками дорожного движения, на него распространяются требования ПДД об обязательном использовании сигналов маневрирования.

Согласно п. 8.1 Правил перед началом движения, перестроением, поворотом (разворотом) и остановкой водитель обязан подавать сигналы световыми указателями поворота соответствующего направления, а если они отсутствуют или неисправны – рукой. Сигналу левого поворота (разворота) соответствует вытянутая в сторону левая рука либо правая, вытянутая в сторону и согнутая в локте под прямым углом вверх.

Сигналу правого поворота соответствует вытянутая в сторону правая рука либо левая, вытянутая в сторону и согнутая в локте под прямым углом вверх.

Сигнал торможения подается поднятой вверх левой или правой рукой.

Как следует из п. 8.2 ПДД, подача сигнала должна производиться заблаговременно до начала выполнения маневра и прекращаться немедленно после его завершения (подача сигнала рукой может быть закончена непосредственно перед выполнением маневра).

Также для велосипедистов обязательны требования Правил о пользовании световыми приборами, установленные п. 19.1 ПДД, в соответствии с которым в темное время суток и в условиях недостаточной видимости независимо от освещения дороги, а также в тоннелях на движущемся транспортном средстве должны быть включены следующие световые приборы:

  • на всех механических транспортных средствах и мопедах – фары дальнего или ближнего света, на велосипедах – фары или фонари, на гужевых повозках – фонари (при их наличии);
  • на прицепах и буксируемых механических транспортных средствах – габаритные огни.

Максимальная скорость движения велосипедиста ограниченна в равной степени, как и для других транспортных средств. В городе запрещено превышать установленный лимит в 60 км/ч, а во дворах и жилых зонах – 20 км/ч. Велосипедисты также в обязательном порядке обязаны соблюдать требования дорожных знаков с ограничением скорости.

Кроме того, развить скорость выше 25 км/ч велосипедист может только при помощи собственных сил, так как в соответствии с п. 1.2 Правил развиваемая скорость движения с использованием велосипедного электродвигателя не может превышать 25 км/ч.

Согласно п. 24.8 ПДД велосипедистам запрещается:

  • управлять велосипедом, не держась за руль хотя бы одной рукой;
  • перевозить груз, который выступает более чем на 0,5 м по длине или ширине за габариты, или груз, мешающий управлению;
  • перевозить пассажиров, если это не предусмотрено конструкцией транспортного средства;
  • перевозить детей до 7 лет при отсутствии специально оборудованных для них мест;
  • поворачивать налево или разворачиваться на дорогах с трамвайным движением и на дорогах, имеющих более одной полосы для движения в данном направлении;
  • пересекать дорогу по пешеходным переходам.

В силу п. 24.9 Правил запрещена буксировка велосипедов, а также буксировка велосипедами, кроме буксировки прицепа, предназначенного для эксплуатации с велосипедом.

Движение велосипедов по автомагистрали, т.е. по дороге, обозначенной дорожным знаком 5.1 , также запрещено пунктом 16.1 ПДД.

Вместе с тем, как следует из п. 18.2 Правил, на дорогах с полосой для маршрутных транспортных средств, обозначенных дорожными знаками 5.11.1 , 5.13.1 , 5.13.2  и 5.14 , а также дорожной разметкой 1.23.1  разрешено движение велосипедистов в случае, если полоса для маршрутных транспортных средств располагается справа, однако воспользоваться этим правом возможно, только если отсутствуют велосипедная и велопешеходная дорожки или полоса для велосипедистов.

Многие велосипедисты ошибочно полагают, что вождение велосипеда в состоянии опьянения не несет за собой никакой ответственности. Дело в том, что, как было отмечено в предыдущей статье, ПДД относят велосипед к транспортным средствам, а согласно п. 1.2 Правил «водитель», это лицо, управляющее каким-либо транспортным средством.

В соответствии с п. 2.7 ПДД водителю запрещается, в числе прочего, управлять транспортным средством в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или иного), под воздействием лекарственных препаратов, ухудшающих реакцию и внимание, в болезненном или утомленном состоянии, ставящем под угрозу безопасность движения;

В связи с этим возникает вопрос, а могут ли человека лишить права управления транспортным средством в случае, если он будет задержан за езду в нетрезвом состоянии на велосипеде? К счастью автомобилистов, ответ на этот вопрос отрицательный, однако совсем безнаказанными такие действия все же не останутся, также, как и иные нарушения Правил, совершенные при управлении велосипедом.

Так, нарушение Правил дорожного движения лицом, управляющим велосипедом, влечет наложение административного штрафа в размере восьмисот рублей (ч. 2 ст. 12.29 КоАП РФ), а за те же действия, совершенные в состоянии опьянения, придется раскошелиться уже на сумму от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей (ч. 3 ст. 12.29 КоАП РФ).


За помощь в подготовке материала благодарим тюменского юриста Романа Дягилева.
Телефон: 8-922-003-55-00
E-mail: 72advokat@gmail.com

ПОДЕЛИТЬСЯ