Электролит в аккумуляторе – это токопроводящий раствор серной кислоты и дистиллированной воды. А вода, как известно, при высоких температурах имеет свойство испаряться. Давайте разберемся, как же летом избежать выкипания воды и напомним, что делать, если это все-таки произошло.
Проверка электролита в аккумуляторе
Состояние электролита – залог исправной работы АКБ, ведь именно эта жидкость проводит электрический ток и накапливает энергию. Его проверка осуществляется по двум критериям: его плотности и уровню.
Плотность электролита влияет на емкость аккумулятора и срок его службы. По плотности также определяется состояние батареи. Чем меньше плотность токопроводящей жидкости в полностью заряженном аккумуляторе, тем дольше он будет служить. Чтобы обеспечить правильную работу батареи, нужно проверять плотность электролита каждые 15-20 тысяч километров пробега. Она измеряется в г/см3 и зависит от концентрации серы в растворе. Не стоит также забывать, что при повышении температуры раствора его плотность понижается.
Предлагаем вам ознакомиться с таблицей, в которой приведены нормативы плотности жизненно важной для аккумулятора жидкости в зависимости от климатической зоны, в которой эксплуатируется автомобиль. Тюмень относится к Северной зоне, следовательно, плотность заливаемого электролита должна составлять 1,26 г/см3, а в полностью заряженной АКБ – 1,28 г/см3.
Чтобы измерить плотность, понадобится такой инструмент как денсиметр. Он состоит из стеклянной трубки, ареометра, резинового наконечника и груши. Стоит такая штука не больше 200 рублей.

Для проверки плотности электролита необходимо:
- открыть пробки аккумулятора;
- погрузить денсиметр в раствор;
- с помощью груши втянуть внутрь прибора небольшое количество электролита так, чтобы поплавок ареометра свободно в нем плавал, не касаясь стенок колбы.
Ареометр внутри прибора покажет всю необходимую информацию. Так, плотность электролита напрямую связана со степенью заряженности батареи. У заряженного на 100% аккумулятора плотность должна составлять 1,28 г/см3.
Следующий важный параметр АКБ – это уровень электролита в нем. Особенно тщательно автомобилистам за ним нужно следить в летний сезон, когда под капотом держится высокая температура. Вообще, если внимательнее присмотреться к корпусу батареи, на нем можно разглядеть отметки «min» и «max», которые показывают допустимые минимальный и максимальный уровни электролита соответственно.
Чтобы проверить уровень электролита в домашних условиях, вам понадобится любая трубочка из стекла или пластика. Подойдет даже корпус обычной шариковой ручки.
Порядок действий такой:
- открыть пробки аккумулятора;
- опустить трубочку в каждую банку поочередно до касания с пластинами;
- зажать верхний срез пальцем и вынуть.
При нормальном уровне электролита в трубочке должно остаться 10-12 миллиметров токопроводящей жидкости.
Корректировка плотности и уровня электролита в АКБ
Обычно плотность электролита понижается за счет выкипания из него воды – сера остается на месте и никуда не исчезает. Включенные фары, музыкальное оборудование, современные сигнализации, обогреватели и другое дополнительное оборудование не дают аккумулятору полностью зарядиться, поскольку от генератора часть энергии идет не на зарядку батареи, а на обслуживание этих приборов. Свою роль играют и поездки по городу, когда машины очень медленно движутся в пробках. Постоянный недозаряд аккумулятора приводит к его сильной сульфатации – часть серы не успевает раствориться в процессе заряда и кристаллизуется на нижней части пластин. В результате они начинают осыпаться. Но в этом случае не стоит сразу бежать в магазин за электролитом – долив его, вы лишь повысите концентрацию серы этой жидкости. Для начала необходимо зарядить аккумулятор. Если же и полная зарядка аккумулятора не исправила ситуации, то следует обратиться в сервис для более тщательной проверки. Не пытайтесь заменить электролит самостоятельно – помните, в его состав входит опасная серная кислота. Неосторожное обращение с ней чревато серьезными ожогами.
Чтобы повысить уровень электролита, достаточно долить в него дистиллированную воду. Не забывайте: вода должна быть именно дистиллированной. Использование воды из под крана или даже питьевой из бутылки – в ней все равно есть различные примеси – приведет к таким неполадкам, как, например, коррозия. Дистиллированная вода продается в автомобильных магазинах, а цена ее относительно невысока, поэтому рисковать «здоровьем» своего аккумулятора не стоит.
Подведем итоги
- От качества электролита зависит надежность и продолжительность бесперебойной работы аккумулятора.
- Плотность и уровень электролита необходимо проверять минимум два раза в год. Особенного внимания она требует в жаркий сезон.
- При пониженной плотности электролита лучше обратиться в сервис.
- Для повышения уровня электролита следует доливать только дистиллированную воду.