Многие автолюбители получали так называемые «письма счастья» – постановления о наложении штрафов на основании данных средств автоматической фиксации ПДД? Наверное, многие. А многие ли знают, что именно из себя представляют такие средства фиксации? Пояснить это решил юрист Роман Дягилев.
Начнем с того, что средств автоматической фиксации, используемых в работе различных подразделений ГИБДД достаточно много. Это и алкотестеры, и средства фиксации изменений идентификационных номеров автомобиля, и видеокамеры, и еще много других нужных и важных устройств и приборов. Остановимся на камерах.
Справедливости ради надо сказать, то, что мы в обиходе называем камерами, в действительности же представляет собой комплекс, состоящий собственно из камеры и блока автоматической обработки видеоматериала, но для простоты мы будем называть их так, как нам привычнее. Список нарушений ПДД, которые могут быть зафиксированы в автоматическом режиме, не имеет законодательного закрепления и, как следствие, теоретически автоматические камеры могут зафиксировать любое нарушение правил дорожного движения. Однако на практике камеры умеют фиксировать лишь некоторые нарушения правил, причем перечень того, что «умеют» те или иные аппараты, зависит от многих причин, но в первую очередь от типа камеры и, соответственно, ее габаритов.
Камеры, работающие в автоматическом режиме, делятся на переносные, мобильные и стационарные.
Переносные камеры требуют ежедневной установки и настройки сотрудниками ГИБДД. На практике такие камеры фиксируют только нарушения, связанные с превышением скорости и в связи с этим устанавливаются, как правило, на загородных трассах или на участках городских улиц, где на достаточно длительном их протяжении отсутствуют перекрестки, светофоры или другие объекты дорожной инфраструктуры, ограничивающие скорость движения транспорта. Кстати, такие камеры должны быть установлены на обочине или на краю проезжей части исключительно с правой стороны по направлению движения транспорта.
Мобильные камеры устанавливаются в автомобилях госавтоинспекции и фиксируют нарушения по ходу их движения, причем такие камеры имеют два режима работы – мобильный и стационарный. Мобильный режим используется при движении автомобиля ДПС, а стационарный, соответственно, когда автомобиль припаркован. Такие камеры, как правило, используются для фиксации нарушения скоростного режима, могут также фиксировать нарушения правил парковки.
Стационарные камеры постоянно располагаются на одном и том же месте дороги, как правило, на перекрестках. Они могут контролировать движение одновременно по нескольким полосам движения, в том числе и по встречным. Их требуется настроить только один раз, после чего они могут зафиксировать следующие нарушения:
- превышение скорости;
- проезд на запрещающий сигнал светофора;
- выезд за стоп-линию;
- выезд на перекресток при заторе;
- выезд на встречную полосу движения;
- проезд под знак «Въезд запрещен»;
- проезд под знак «Движение грузовых автомобилей запрещено»;
- выезд на полосу для маршрутных транспортных средств;
- выезд на тротуар;
- движение грузовиков далее второй полосы на автомагистралях;
- нарушение требований дорожной разметки;
- выполнение поворота из второго ряда;
- не включенный ближний свет фар или дневные ходовые огни;
- не пристегнутый ремень безопасности;
- непредоставление преимущества пешеходам на пешеходных переходах.
В соответствии с Административным регламентом ГИБДД камеры, как и любые другие технические средства для контроля за дорожным движением, относящиеся к измерительным приборам, должны быть сертифицированы в качестве средства измерения, иметь действующее свидетельство о поверке, выдаваемое органами Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (хранится в подразделении), и применяться в соответствии с инструкциями и методическими указаниями о порядке применения этих средств. Использование при контроле за дорожным движением технических средств, не предусмотренных табельной положенностью, не допускается.
Согласно требований КоАП РФ показания специальных технических средств, их марка, модель, серийный номер и дата последней поверки отражаются в протоколе об административном правонарушении или постановлении по делу об административном правонарушении. Кроме того, на участках дороги, где ведется автоматическая фотовидеофиксация нарушений ПДД обязательна установка информационной таблички и соответственной дорожной разметки. Многие водители ошибочно считают, что такая табличка и разметка должны устанавливаться и наноситься перед каждой камерой ГИБДД. Это утверждение не верно – камера может быть не обозначена заранее, это не будет являться нарушением, достаточно, чтобы соответствующий образом был обозначен участок дороги с установленными на нем камерами.
Если вы получили «письмо счастья», то не стоит паниковать. Для начала необходимо убедиться, что это реальный штраф ГИБДД, а не проделки мошенников. В первую очередь проверьте наличие штрафа на официальном сайте ГИБДД в онлайн-сервисе «Проверка штрафов». Кроме этого вы можете позвонить в подразделение ГИБДД, которое наложило штраф, телефон которого также можно можете найти на официальном сайте ГИБДД.
Если штраф не поддельный, то лучше не откладывать его оплату, т.к. начиная с 01 января 2016 года при оплате штрафа в течение 20 дней с момента нарушения вы получаете скидку в размере 50% от размера штрафа. А поскольку письмо счастья отправляется по почте, то оно может дойти до адресата в аккурат под конец этого «льготного» срока.
Если вы не согласны со штрафом, то можете обжаловать постановление о его назначении, но заниматься этим нужно лишь в том случае, если у вас есть существенные доказательства невиновности. Например, если за рулем в момент нарушения находился другой водитель или камера неправильно определила номер автомобиля-нарушителя. Чтобы оспорить «письмо счастья», нужно лично обратиться с жалобой в подразделение ГИБДД, которое вынесло данный штраф, либо направить туда жалобу по почте. В тексте жалобы нужно подробно изложить свое видение ситуации и попросить отменить штраф. К жалобе следует приложить доказательства собственной невиновности, к примеру, письменное и удостоверенное нотариусом объяснение водителя, который был за рулем в момент нарушения.
В следующей статье мы рассмотрим наиболее распространенные ошибки камер ГИБДД и другие проблемы, связанные с автоматической фиксацией нарушений Правил дорожного движения.

За помощь в подготовке материала благодарим Романа Дягилева, тюменского юриста, арбитра Хельсинского международного коммерческого арбитража.
Телефон: 8-922-003-55-00
E-mail: 72advokat@gmail.com